Кроме прочих садовых хлопот садоводам нередко приходится возиться с землей (вскапывать, рыхлить, окучивать и тому подобное) либо перевозить разнообразные грузы (к примеру, удобрения, стройматериалы, емкости с водой). В большом хозяйстве для каждого вида работ применяется своя техника, "специализирующаяся" на чем-то определенном. Для частника с его шестью сотками подобный подход слишком расточителен, ему нужна одна универсальная и недорогая машина - мастер на все руки. Таким требованиям удовлетворяют мотоблоки либо культиваторы.
Список работ, которые они способны выполнить, слишком длинный, поэтому ограничимся самыми важными.
Вспашка традиционно считается одним из основных методов обработки земли. Её производят для разрыхления почвы ранней весной и поздней осенью, переворачивая верхний пласт при помощи плуга. Впрочем данный метод приводит к частичному разрушению плодородного слоя, несмотря на то, он повсеместно считается максимально приемлемым. И дело тут не столько в низкой осведомленности, сколько в отсутствии оборудования для "правильной" аэрации почвы без оборота пласта.
Вспашка - дело серьезное, и справиться с ней способна только солидная техника, начиная с мини-трактора. Мотоблок же сможет одолеть только легкие окультуренные почвы.
Культивацию (рыхление) производят несколько раз в году по необходимости, к примеру, перед посадкой растений либо в засуху для сохранения влаги. Эта процедура происходит при помощи вращающихся в грунте почвофрез - специальных ножей, имеющих серповидную форму. Культивация не может заменить полноценную вспашку, но сама по себе сильно полезна.
Окучивают как правило корнеплоды. Цель операции - взрыхлить междурядья и поднять гряды, что особенно актуально для влажных почв. Для этого используют специальный, такой же на плуг инструмент - окучник. На мотоблок надевают колеса (особые металлические либо обычные резиновые) и рыхлят междурядья, орудуя окучником как плугом. Пригодится этот инструмент и для нарезки гряд перед посадкой.
Для мотоблоков и культиваторов предусмотрены и прочие виды навесного оборудования, как правило приобретаемые за отдельную плату. Среди них - картофелекопатель, жатка, косилка, водяной насос и, конечно, прицеп для перевозки грузов. При покупке не поленитесь узнать, какое именно оборудование предлагается для вашей машины, ведь существует узкоспециализированная техника, не приспособленная для выполнения широкого круга задач.
Мотоблоки - к ним относятся машины, способные транспортировать прицеп и выполнять операции, не связанные с обработкой почвы. Потребительские свойства мотоблоков прежде всего зависят от их веса и мощности.
Мотоблоки легкого и среднего классов - к ним относятся практически все мотоблоки, предназначенные для бытового использования. Их масса, обычно, колеблется в диапазоне от 50 до 100 кг, а мощность двигателя - от 5 до 8 л.с.
Редуктор как правило имеет две передние и одну заднюю скорости. Зачастую их можно дополнительно поделить также на две путем изменения диаметра ведущего шкива. Таким образом, получается четыре передние и две задние скорости.
Валом отбора мощности мотоблоки легкого и среднего классов оснащают редко, для данной цели чаще применяют шкив на валу двигателя либо редуктора.
Мотоблоки тяжелого класса - такие мотоблоки весят свыше 100 кг и оборудованы двигателем мощностью больше 5 "лошадей", полноценной коробкой передач и шестеренчатым редуктором. Машины такого класса, обычно, применяются профессионально и имеют соответствующий уровень технического исполнения.
Предназначенное для тяжелых мотоблоков дополнительное оборудование даёт возможность решать множество задач, никак не связанных с обработкой почвы, к примеру, распиливать доски либо убирать территорию.
Культиваторы - эти машины рассчитаны только на земляные работы: рыхление, окучивание, нарезку гряд и тому подобное Как правило коробки скоростей у них нет, а вес не превышает 50 кг.
Попадаются модели с расширенными функциональными возможностями, приближающиеся к легким мотоблокам.
Мини-культиваторы - в последнее время получили широкое распространение сверхлегкие (10-30 кг) машины, предназначенные для рыхления. Некоторые мини-культиваторы могут быть дооборудованы окучником, впрочем специальные колеса при работе не применяются.
Главное достоинство такой техники - суперкомпактность, допускающая эксплуатацию в крайне стесненных условиях, к примеру, в парнике. Малый вес делает такие агрегаты удобными в управлении и транспортировке.
Мини-культиваторы зачастую оснащают электрическим двигателем, что гораздо упрощает их обслуживание. Для людей, мало знакомых с бензомоторной техникой, подобная особенность может оказаться определяющей при выборе.